Слово об учителе
Любовь Петровна Петрова
Человек уходит, память о нём остаётся
Пролетают года, словно
птицы...
На уроки спешим –
Часу нет оглянуться назад.
И редеют ряды,
Не встречаем знакомые лица:
Рядом нет больше Вас,
Боль таится слезою в глазах.
Любовь
Петровна Петрова… 20 лет уже её нет на
земле. Ушли многие, кто её знали и кто
могли бы нам о ней рассказать. Мы
попытаемся сложить портрет Учителя,
Женщины, Друга из воспоминаний бывших
учеников, их родителей, коллег, соседей
Любви Петровны.
Далёкий
1950-й год. В Печоры приезжает молодая
учительница начальных классов, и её
направляют на работу в Бельскую школу,
где Любовь Петровна выпустила из
начальной школы первых своих воспитанников.
Затем была работа в детском саду в
Эстонии, а потом жизнь опять привела её
в Печоры.
И
вот в 1963 году Любовь Петровна поступает
на работу в нашу школу сначала учителем
в группу продленного дня, а затем
учителем начальных классов.
В
1966 году Любовь Петровна берёт первых
своих первоклашек, с которыми судьба
свела её не на 4 года, а на всю её жизнь.
У каждого учителя есть СВОЙ класс,
занимающий особое место в душе учителя,
как, впрочем, и учитель в душах детей
поселяется навечно.
Вот
из крупиц воспоминаний учеников этого
класса мы и построим образ Учителя.
Вы своим мастерством и
любовью
Охотно делились,
И ступени у школы по-прежнему
Помнят все Ваши шаги.
Вы лампадой любви
Нашу юность навек осветили,
Ну, а сами совсем незаметно
На небо ушли.
Вспоминает Татьяна Романова (Михайлова),
ученица Любви Петровны
1
сентября 1966 год. Много лет прошло с тех
пор. Но я помню, как мама за руку, с
огромным букетом гладиолусов привела
меня на линейку в школу № 1. А встретила
нас, первоклассников 1 а класса Любовь
Петровна Петрова - первая учительница,
с которой мы вместе прожили 4 года
начальной школы. В тот праздничный день
она была в костюме красного цвета. Ее
внешний вид всегда был безупречным –
это строгий классический костюм, убранные
в куколь волосы, слегка выделенные
помадой губы. Сейчас я понимаю, что это
был образ настоящего учителя, и он
соответствовал ее характеру. Строгая,
честная, требовательная, но с удивительно
мягким, никогда не раздраженным голосом.
Начальная
школа находилась в маленьком здании.
В нашем классе было много отличников и
хорошистов (15 учеников). Так она умела
научить, за всех переживала. Но Любовь
Петровна была учителем, у которой
главным желанием было пробудить в нас то человеческое, что делает настоящими
людьми. Школа для нее являлась не целью,
а средством. Она сдружила, сблизила,
создала большую классную семью, где для
каждого из своих учеников стала второй
мамой. Мне всегда хотелось быть с ней
рядом (это видно на общих классных
фотографиях).
Любовь
Петровна проживала жизнь своих учеников,
как свою. Она была дружелюбна с
родителями, помогала нам не просто
получить хорошие оценки, а придти к этим
знаниям. Мама у меня была одна, много
работала, поэтому полностью доверяла
Учителю. Все годы жизни мы общались с
Любовью Петровной, она всегда интересовалась,
как сложилась судьба ее учеников,
старалась помочь.
Сейчас,
когда говорят и пишут о педагогах, он
профессионал, компетентный учитель,
все правильно, но бездушно. На первом
месте для моей первой учительницы -
Любови Петровны Петровой была Любовь,
которая пронизывала всех и все.
Слова о первой учительнице через 45 лет от Татьяны
Дементьевой (Молвиной)
Какие у меня воспоминания о Любови Петровне? Очень хорошо помню,что учила она нас с 1 по 4 класс, в маленькой зеленой школе, первая наша учительница, 1"а" класса, а в 1"б" классе преподавал Серебряков Борис Александрович.
Любовь Петровна была,светлая память,очень добрая, хотя мы были хулиганистые, журила нас, но всё и всех прощала. Чем мы только не занимались: и макулатуру собирали, металлолом, шишки. Старались,чтоб наш класс был везде первый, помню ходили к ней по праздникам домой, она жила с сестрой, угощали нас чаем с вареньем.
В
моей памяти только добрые чувства,
Любовь Петровна научила многому,
благодаря ей мы такие дружные, встречается
каждые 5лет, и Любовь Петровна была с
нами вместе в первую встречу.
Мы
ПОМНИМ её и будем помнить, и всегда будем
навещать ее во время наших встреч.
Учитель остаётся не только в детской памяти, но и в памяти родителей детей.
Образ Учителя в памяти Парамоновой Наталии
Георгиевны, мамы ученицы Любови Петровны
Память сохранила образ Любови Петровны на первом собрании: высокая, стройная женщина в строгом синем костюме, воротник кофточки заколот красивой брошкой. Учительница явно волнуется и несколько смущается, стоя перед нами. А я удивляюсь тому, что прошло всего 3 недели, а Любовь Петровна находит, что сказать каждому из нас о нашем ребёнке.
Жили тогда все небогато, квартиры были без удобств, а домик у Любови Петровны был старенький, сильно продувался всеми ветрами, и, может быть, поэтому она нередко болела ангиной, поэтому часто приходила на приём ко мне, как к врачу. Придёт, тихонечко сядет в сторонке и ждёт своей очереди, и никогда не заглянет в кабинет, чтобы её приняли вне очереди. А если медсестра или я увидим её там, то немалых усилий стоило уговорить её пройти сразу на прием, даже когда и другие больные уже её уговаривали пройти, понимая, что её ждут тетради или ученики. Скромнейшая женщина!
Любовь Петровна сумела дать крепкие знания всем ребятам, поэтому класс все годы отличался своими успехами и в учебе, и во внешкольной жизни. Никогда я не слышала от дочери, что учительница была в плохом настроении или повышала на ребят голос.
Когда в 4 классе моя дочь попала в больницу, то Любовь Петровна приходила к ней в больницу, занималась с Наташей, проверяла её «домашние» работы. Добрейшая женщина с высокоразвитым чувством долга!
Я вижу, как радуется дочь встречам с одноклассниками, в разговорах с которыми всегда есть особая тема – о Любови Петровне и памяти о ней.Иногда люди не могут вспомнить имя своего первого учителя, уже не говоря о том, чтобы знать имя учителя своего ребёнка. Наверное, им не повезло: жаль, что не у всех такой учитель, как Петрова Любовь Петровна.
Человек живёт и работает в коллективе, поэтому что же хранит память коллег о Любви Петровне?
Из воспоминаний
Евгении Григорьевны Филлиповой,
ветерана педагогического труда, чей стаж в нашей
школе 50 лет.
Любовь Петровна…. Может быть,
и не осталась бы эта «незаметная» женщина
в моей памяти на все эти долгие годы, и
не узнала бы её так близко, если бы судьба
нас не свела вместе в поездке на Чёрное
море.
В школе Любовь Петровна к тому
времени работала уже 4 года, но она всё
время была со своими малышами в «маленькой»
школе, а я со своими уже старшими ребятами
в большом здании. Встречались мы только
на собраниях и педсоветах, здоровались,
прощались, пожалуй, и всё. Но летом 197…
года всё изменилось. Нам с Любовью Петровной профсоюз выделил путёвки в
дом отдыха, на юг.
Уже с первых минут, только сев
в поезд, я ощутила заботу обо мне с её
стороны, её тихую доброту, идущую от
сердца. Любовь Петровна или просто Люба,
как мы сразу договорились обращаться
друг к другу по имени, оказалась
хохотушкой, знающей много стихов, умеющей
быстро вязать и постоянно говорящей об
учениках, о школе. Куда бы мы ни пошли,
Люба всё приговаривала: вот бы ребятам
это показать, вот бы ребятам оказаться
у моря, вот бы всем коллегам побывать
здесь.
Любовь Петровна была человеком высокого чувства долга, человеком безграничной преданности школе, своим ученикам. С моря она увозила чемодан морских камней, чтобы всем ученикам и знакомым их хватило на сувениры.
После поездки наше общение
продолжилось. Ей постоянно надо было о
ком-то заботиться, кого-то опекать. Она
приносила банки с вареньем, огурцами
тем, у кого не было своего огорода,
приносила в школу пирожки и угощала
нас. Даже выйдя на пенсию, она продолжала
следить за судьбой своих учеников,
переживала, если у кого-то что-то шло не
так, помогала своим «девочкам» устроить
женское счастье. Никогда и никто не
слышал от неё ни одной жалобы на судьбу
и её трудности, хотя ей приходилось
самой решать все жизненные проблемы.
Ученики платили ей такой же
преданностью и любовью. На встречах с
ними Любовь Петровна всегда была завалена
цветами, осыпана поцелуями. Когда
закончился её земной путь, у гроба стояли
её выросшие воспитанники и, не скрывая
слёз, искренне горевали о ней. А потом
в память о Любви Петровне поставили
памятник на могиле своей первой
учительницы.
И каждую встречу непременно
взрослые «дети», сами уже отцы и деды,
идут к своей учительнице, чтобы рассказать,
что произошло у них за время с последней
их встречи.
Что может лучше оценить работу
учителя, чем ученическая память об
учителе? Думаю, что ничто.
И снова воспоминания о первой учительнице ещё одной её ученицы, Луц (Пусеп) Анны
Я очень признательна
Любовь Петровне! Если б не она, то
неизвестно, что из меня получилось бы...
Я очень сильно заболела (кажется, это
было в 3 классе, весной). Подхватила
скарлатину, которой в таком возрасте
редко кто болеет. 2 месяца мама и бабушка
боролись за мою жизнь. Когда я первый
раз должна была встать, то упала, так
была слаба.
Но наступил день, когда я
пришла в школу после такой болезни, и
это был день написания годового диктанта.
И я в нём сделала много ошибок (типа
вместо "сажали" написала "зажали"),
конечно, «2». Но Любовь Петровна годовую
оценку поставила мне "5". Маме
объяснила, что это совершенно случайные
ошибки, и она уверена во мне. Я никогда
не забуду этого! Для меня это было очень
- очень важно! Я всегда это помнила: и
когда заканчивала школу, и когда получала
дипломы техникума и института. Спасибо
ей за поддержку в трудный момент!
Если бы в наших
школах были бы все такими учителями,
каким Учителем была Любовь Петровна,
то исчезли бы многие школьные проблемы
сегодняшнего дня, например, нежелание
детей учиться…
А ещё есть соседи по улице Торфяной, которые тоже помнят Любовь Петровну как:
женщину добрую, приветливую, никогда не отказывающую в помощи тем, кто к ней обращался за нею. Помнят, что жили они с сестрой, жили скромно, тихо, не жалуясь на трудности быта, хотя в семье не было мужчины, и все работы по дому они делали сами.
Слова любви УЧИТЕЛЮ, что не успели
мы сказать ВАМ при жизни
"Дорогая наша Любовь Петровна!
Жизнь быстротечна, и многие из нас уже бабушки и дедушки. Но в душе мы
всё те же непоседы Саши и Вали, Юры и Наташи, Тани и Гали, Ани и Серёжи...
Мы всегда знали, что Вы нас любите, но только с годами приходит
понимание того, какую огромную роль Вы сыграли в нашей жизни. Ваша доброта,
идущая от слова, взора, прикосновения, поддерживала и окрыляла нас, Ваша забота
о нас даже тогда, когда мы уже выросли, давала нам надежду на счастье и успех и
силы идти к ним.
А взамен что Вы получали? Наши обещания при встречах писать и звонить, которые редко исполнялись, потому что ... казалось, что в жизни всё вечно. И только тогда, когда Вы нас собрали вместе, но уже ничего не могли сказать нам, только тогда мы словно прозрели.
Каждую нашу встречу мы приходим
к Вам и рассказываем о себе, наших детях, а Вы молча слушаете, задумчиво
улыбаясь нам с фотографии на памятнике. Но мы всё равно знаем, что Вы где-то
рядом, всё про нас знаете, и мы говорим: "
Дорогая наша Любовь Петровна!
Мы Вас любим, помним, глубоко уважаем и почитаем.
Спасибо Вам за все годы, что Вы зримо или незримо с нами.
Ваш 1"А" класс из далёкого 1966-ого года"
По ступеням-годам
Поднимались Вы, сил не жалея,
Не оставив внизу никого.
И умолкло навек
Беспокойное доброе сердце,
Так как Вы никогда,
Никогда не жалели его!
Но тепло его мы
Сохраним в своих душах
навеки,
Ведь любовь и призвание
Не умрут никогда,
А учительский труд
Означает бессмертье.
Будет вечна Земля,
Если память пройдет сквозь
года!
Источники информации:
- сетевое общение с бывшими учениками учителя
- встреча с Романовой Т.М.
- "телефонная" встреча с Филлиповой Е.Г.
- встреча с Парамоновой Н.Г.
- встреча с соседями Л.П. Петровой
- стихотворение Выходцевой Ирины Олеговны, http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/poetry/10665.html
- фотографии из личного архива Н.Л. Володиной
Комментариев нет:
Отправить комментарий