Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 20 ноября 2013 г.

Слово об учителе


Любовь Петровна Петрова

Человек уходит, память о нём остаётся


    Время быстро летит,
      Пролетают года, словно птицы...
        На уроки спешим  –
          Часу нет оглянуться назад.                
            И редеют ряды,
              Не встречаем знакомые лица:
                  Рядом нет больше Вас,
                    Боль таится слезою в глазах.
   
  Любовь Петровна Петрова… 20 лет уже её нет на земле. Ушли многие, кто её знали и кто могли бы нам о ней рассказать. Мы попытаемся сложить портрет Учителя, Женщины, Друга из воспоминаний бывших учеников, их родителей, коллег, соседей Любви Петровны.

   Далёкий 1950-й год. В Печоры приезжает молодая учительница начальных классов, и её направляют на работу в Бельскую школу, где Любовь Петровна выпустила из начальной школы первых своих воспитанников. Затем была работа в детском саду в Эстонии, а потом жизнь опять привела её в Печоры.
И вот в 1963 году Любовь Петровна поступает на работу в нашу школу сначала учителем в группу продленного дня, а затем учителем начальных классов.

  В 1966 году Любовь Петровна берёт первых своих первоклашек, с которыми судьба свела её не на 4 года, а на всю её жизнь. У каждого учителя есть СВОЙ класс, занимающий особое место в душе учителя, как, впрочем, и учитель в душах детей поселяется навечно.

   Вот из крупиц воспоминаний учеников этого класса мы и построим образ Учителя. 

Вы своим мастерством и любовью 
Охотно делились,
И ступени у школы по-прежнему
Помнят все Ваши шаги.
Вы лампадой  любви
Нашу юность навек осветили,
Ну, а сами совсем незаметно
На небо ушли.

Вспоминает Татьяна Романова (Михайлова), 
ученица Любви Петровны
1 сентября 1966 год. Много лет прошло с тех пор. Но я помню, как мама за руку, с огромным букетом гладиолусов привела меня на линейку в школу № 1. А встретила нас, первоклассников 1 а класса Любовь Петровна Петрова - первая учительница, с которой мы вместе прожили 4 года начальной школы. В тот праздничный день она была в костюме красного цвета. Ее внешний вид всегда был безупречным – это строгий классический костюм, убранные в куколь волосы, слегка выделенные помадой губы. Сейчас я понимаю, что это был образ настоящего учителя, и он соответствовал ее характеру. Строгая, честная, требовательная, но с удивительно мягким, никогда не раздраженным голосом.
Начальная школа находилась в маленьком здании. В нашем классе было много отличников и хорошистов (15 учеников). Так она умела научить, за всех переживала. Но Любовь Петровна была учителем, у которой главным желанием было пробудить в нас то человеческое, что делает настоящими людьми. Школа для нее являлась не целью, а средством. Она сдружила, сблизила, создала большую классную семью, где для каждого из своих учеников стала второй мамой. Мне всегда хотелось быть с ней рядом (это видно на общих классных фотографиях).
Любовь Петровна проживала жизнь своих учеников, как свою. Она была дружелюбна с родителями, помогала нам не просто получить хорошие оценки, а придти к этим знаниям. Мама у меня была одна, много работала, поэтому полностью доверяла Учителю. Все годы жизни мы общались с Любовью Петровной, она всегда интересовалась, как сложилась судьба ее учеников, старалась помочь.
Сейчас, когда говорят и пишут о педагогах, он профессионал, компетентный учитель, все правильно, но бездушно. На первом месте для моей первой учительницы - Любови Петровны Петровой была Любовь, которая пронизывала всех и все.

Слова о первой учительнице через 45 лет от Татьяны 
Дементьевой (Молвиной)

      Какие у меня воспоминания о Любови Петровне? Очень хорошо помню,что учила она нас с 1 по 4 класс, в маленькой зеленой школе, первая наша учительница, 1"а" класса, а в 1"б" классе преподавал Серебряков Борис Александрович.

  Любовь Петровна была,светлая память,очень добрая, хотя мы были хулиганистые, журила нас, но всё и всех прощала. Чем мы только не занимались: и макулатуру собирали, металлолом, шишки. Старались,чтоб наш класс был везде первый, помню ходили к ней по праздникам домой, она жила с сестрой, угощали нас чаем с вареньем.

В моей памяти только добрые чувства, Любовь Петровна научила многому, благодаря ей мы такие дружные, встречается каждые 5лет, и Любовь Петровна была с нами вместе в первую встречу.
Мы ПОМНИМ её и будем помнить, и всегда будем навещать ее во время наших встреч.




Учитель остаётся не только в детской памяти, но и в памяти родителей детей. 

Образ Учителя в памяти Парамоновой Наталии 

Георгиевны, мамы ученицы Любови Петровны

Память сохранила образ Любови Петровны на первом собрании: высокая, стройная женщина в строгом синем костюме, воротник кофточки заколот красивой брошкой. Учительница явно волнуется и несколько смущается, стоя перед нами. А я удивляюсь тому, что прошло всего 3 недели, а Любовь Петровна находит, что сказать каждому из нас о нашем ребёнке.

Жили тогда все небогато, квартиры были без удобств, а домик у Любови Петровны был старенький, сильно продувался всеми ветрами, и, может быть, поэтому она нередко болела ангиной, поэтому часто приходила на приём ко мне, как к врачу. Придёт, тихонечко сядет в сторонке и ждёт своей очереди, и никогда не заглянет в кабинет, чтобы её приняли вне очереди. А если медсестра или я увидим её там, то немалых усилий стоило уговорить её пройти сразу на прием, даже когда и другие больные уже её уговаривали пройти, понимая, что её ждут тетради или ученики. Скромнейшая женщина!

Любовь Петровна сумела дать крепкие знания всем ребятам, поэтому класс все годы отличался своими успехами и в учебе, и во внешкольной жизни. Никогда я не слышала от дочери, что учительница была в плохом настроении или повышала на ребят голос.

Когда в 4 классе моя дочь попала в больницу, то Любовь Петровна приходила к ней в больницу, занималась с Наташей, проверяла её «домашние» работы. Добрейшая женщина с высокоразвитым чувством долга!

Я вижу, как радуется дочь встречам с одноклассниками, в разговорах с которыми всегда есть особая тема – о Любови Петровне и памяти о ней.Иногда люди не могут вспомнить имя своего первого учителя, уже не говоря о том, чтобы знать имя учителя своего ребёнка. Наверное, им не повезло: жаль, что не у всех такой учитель, как Петрова Любовь Петровна.


Человек живёт и работает в коллективе, поэтому что же хранит память коллег о Любви Петровне?

Из воспоминаний 
Евгении Григорьевны Филлиповой, 
ветерана педагогического труда, чей стаж в нашей 
школе 50 лет. 

Любовь Петровна…. Может быть, и не осталась бы эта «незаметная» женщина в моей памяти на все эти долгие годы, и не узнала бы её так близко, если бы судьба нас не свела вместе в поездке на Чёрное море.
В школе Любовь Петровна к тому времени работала уже 4 года, но она всё время была со своими малышами в «маленькой» школе, а я со своими уже старшими ребятами в большом здании. Встречались мы только на собраниях и педсоветах, здоровались, прощались, пожалуй, и всё. Но летом 197… года всё изменилось. Нам с Любовью Петровной профсоюз выделил путёвки в дом отдыха, на юг.

Уже с первых минут, только сев в поезд, я ощутила заботу обо мне с её стороны, её тихую доброту, идущую от сердца. Любовь Петровна или просто Люба, как мы сразу договорились обращаться друг к другу по имени, оказалась хохотушкой, знающей много стихов, умеющей быстро вязать и постоянно говорящей об учениках, о школе. Куда бы мы ни пошли, Люба всё приговаривала: вот бы ребятам это показать, вот бы ребятам оказаться у моря, вот бы всем коллегам побывать здесь.

Любовь Петровна была человеком высокого чувства долга, человеком  безграничной преданности школе, своим ученикам. С моря она увозила чемодан морских камней, чтобы всем ученикам и знакомым их хватило на сувениры.

После поездки наше общение продолжилось. Ей постоянно надо было о ком-то заботиться, кого-то опекать. Она приносила банки с вареньем, огурцами тем, у кого не было своего огорода, приносила в школу пирожки и угощала нас. Даже выйдя на пенсию, она продолжала следить за судьбой своих учеников, переживала, если у кого-то что-то шло не так, помогала своим «девочкам» устроить женское счастье. Никогда и никто не слышал от неё ни одной жалобы на судьбу и её трудности, хотя ей приходилось самой решать все жизненные проблемы.

Ученики платили ей такой же преданностью и любовью. На встречах с ними Любовь Петровна всегда была завалена цветами, осыпана поцелуями. Когда закончился её земной путь, у гроба стояли её выросшие воспитанники и, не скрывая слёз, искренне горевали о ней. А потом в память о Любви Петровне поставили памятник на могиле своей первой учительницы.

И каждую встречу непременно взрослые «дети», сами уже отцы и деды, идут к своей учительнице, чтобы рассказать, что произошло у них за время с последней их встречи.
Что может лучше оценить работу учителя, чем ученическая память об учителе? Думаю, что ничто.

И снова воспоминания о первой учительнице ещё одной её ученицы, Луц (Пусеп) Анны

Я очень признательна Любовь Петровне! Если б не она, то неизвестно, что из меня получилось бы... Я очень сильно заболела (кажется, это было в 3 классе, весной). Подхватила скарлатину, которой в таком возрасте редко кто болеет. 2 месяца мама и бабушка боролись за мою жизнь. Когда я первый раз должна была встать, то упала, так была слаба. 

Но наступил день, когда я пришла в школу после такой болезни, и это был день написания годового диктанта. И я в нём сделала много ошибок (типа вместо "сажали" написала "зажали"), конечно, «2». Но Любовь Петровна годовую оценку поставила мне "5". Маме объяснила, что это совершенно случайные ошибки, и она уверена во мне. Я никогда не забуду этого! Для меня это было очень - очень важно! Я всегда это помнила: и когда заканчивала школу, и когда получала дипломы техникума и института. Спасибо ей за поддержку в трудный момент!

Если бы в наших школах были бы все такими учителями, каким Учителем была Любовь Петровна, то исчезли бы многие школьные проблемы сегодняшнего дня, например, нежелание детей учиться…

А ещё есть соседи по улице Торфяной, которые тоже помнят Любовь Петровну как:

женщину добрую, приветливую, никогда не отказывающую в помощи тем, кто к ней обращался за нею. Помнят, что жили они с сестрой, жили скромно, тихо, не жалуясь на трудности быта, хотя в семье не было мужчины, и все работы по дому они делали сами.

Слова любви УЧИТЕЛЮ, что не успели 

мы сказать ВАМ при жизни

"Дорогая наша Любовь Петровна!
  Жизнь быстротечна, и многие из нас уже бабушки и дедушки. Но в душе мы всё те же непоседы Саши и Вали, Юры и Наташи, Тани и Гали, Ани и Серёжи...
 Мы всегда знали, что Вы нас любите, но только с годами приходит понимание того, какую огромную роль Вы сыграли в нашей жизни. Ваша доброта, идущая от слова, взора, прикосновения, поддерживала и окрыляла нас, Ваша забота о нас даже тогда, когда мы уже выросли, давала нам надежду на счастье и успех и силы идти к ним. 





   А взамен что Вы получали? Наши обещания  при встречах писать и звонить, которые редко исполнялись, потому что ... казалось, что в жизни всё вечно. И только тогда, когда Вы нас собрали вместе, но уже ничего не могли сказать нам, только тогда мы словно прозрели.
Каждую нашу встречу мы приходим к Вам и рассказываем о себе, наших детях, а Вы молча слушаете, задумчиво улыбаясь нам с фотографии на памятнике. Но мы всё равно знаем, что Вы где-то рядом, всё про нас знаете, и мы говорим: "
 Дорогая наша Любовь Петровна!
  Мы Вас любим, помним, глубоко уважаем и почитаем.
 Спасибо Вам за все годы, что Вы зримо или незримо с нами. 
Ваш 1"А" класс из  далёкого 1966-ого года"

По ступеням-годам
Поднимались Вы, сил не жалея,
Чтоб детей вверх вести,
Не оставив внизу никого.
И умолкло навек
Беспокойное доброе сердце,
Так как Вы никогда,
Никогда не жалели его!
Но тепло его мы
     Сохраним в своих душах навеки,
         Ведь любовь и призвание
              Не умрут никогда,
                   А учительский труд
                        Означает бессмертье.
                             Будет вечна Земля,
                                  Если память пройдет сквозь года! 



Источники информации: 

  •  сетевое общение с бывшими учениками учителя
  •  встреча с Романовой Т.М.
  •  "телефонная" встреча с Филлиповой Е.Г.
  •  встреча с Парамоновой Н.Г.
  •  встреча с соседями Л.П. Петровой
  • стихотворение Выходцевой Ирины Олеговныhttp://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/poetry/10665.html
  •  фотографии из личного архива Н.Л. Володиной



Комментариев нет:

Отправить комментарий